О роли государства в содействии занятости населения и их эффективности

Те, кто следит за новостями экономики, наверняка отметили для себя, что за последние годы уровень вмешательства государства в экономику заметно подрос. Все меньше и меньше экономистов говорят об эффективности рыночной экономики в ее чистом виде. Конечно, рыночные законы никто не отменял, но в условиях все усиливающейся глобализации и неравных условий в различных государствах правительства вынуждены применять разнообразные меры, чтобы защитить свою экономику и своих граждан от неблагоприятных внешних условий. Насколько они обоснованы и экономически эффективны, в каждом отдельном случае следует разбираться отдельно. Сейчас же, с учетом резко сокращающихся объемов мировой торговли, экспорта и импорта как развитых, так и развивающихся государств, закономерным становится максимальное стимулирование внутреннего потребления. В конечном счете, в большинстве развитых стран именно конечное потребление домохозяйств формирует преобладающую часть ВВП. К примеру, в целом по странам ОЭСР это значение составляет порядка 62%, а в отдельных странах еще выше – Греция (72%), Турция (69%), США и Мексика (68%), Великобритания (65%) и так далее вплоть до Норвегии (41%).

С учетом того, что основную часть доходов домохозяйств составляет заработная плата его членов, неудивительно, что для поддержания стабильности в экономической и социальной сфере основное внимание уделяется поддержке занятости. Так, в течение последних пяти лет расходы правительств на поддержание занятости по странам ОЭСР составляют в среднем 1,5% от ВВП, что, к примеру, для Евросоюза составляет сумму порядка 200 млрд. евро, или около 400 евро на одного жителя.

Данные затраты складываются, в свою очередь, из активных и пассивных мер содействия занятости. Однако, в силу ряд причин, эффективность многих из них различается в зависимости от страны, уровня формализации применяемых мер, целевых категорий населения и так далее. В этой связи встает вопрос: насколько эффективна та или иная мера поддержки?

Для того, чтоб ответить на данный вопрос, аналитики и экономисты ряда стран проводили и проводят специализированные исследования, по результатам которых в государственные программы, в свою очередь, могут вносится не или иные изменения. Так, исследуя один из основных показателей оценок – вероятность трудоустройства после участия в программе, специалисты пришли к выводу, что 48% обратившихся после завершения работы программы занятости выходят на работу в течении короткого промежутка времени (менее года), у 35% это занимает от года до двух лет и 18% трудоустраиваются только через 2 года. Для Казахстана отдельные исследования пока не проводились, однако специалисты «Информационно-аналитического центра по проблемам занятости» по результатам мониторинга определили, что в 2014 году более 86% от обратившихся и подписавших социальный контракт (167 тыс. человек) было трудоустроено по программам служб занятости, при этом 70% из них устроены на постоянную работу.

Для европейских стран с проблемой нежелания населения работать и желанием получать пособия по безработице очень актуальны программы трудоустройства с лишением социальных пособий, которые демонстрируют существенное воздействие на трудоустройство обратившегося, но только в короткий промежуток времени. В отличие от программ по повышению квалификации работников, которые на первых порах не так успешны, но по происшествии времени показывают результаты.

Это и не удивительно, ведь работник с квалификацией и опытом работы не станет долго засиживаться на первой подвернувшейся вакансии, к тому же несоответствующей его уровню знаний. Примечательно, что субсидирование занятости государственного сектора имеют лишь незначительные, а в некоторых случаях и отрицательные воздействия во всех временных отрезках.

При разделении безработных на подгруппы выяснилось, что женщины и длительно безработные проявляют больший интерес к активным программам на рынке труда, в отличие от молодого и пожилого населения. Согласно данным Международной организации труда, уровень молодежной безработицы в странах Европейского Союза снизился до 20,4% (но все еще остается очень высокой), а в некоторых странах достигает и почти 50% (Греция, Испания – 48,6 и 48,8% соответственно в июле и августе 2015 г.). В Казахстане ситуация среди молодежи намного лучше – безработица среди молодого населения по результатам 2014 года составила 4,5%, это на 0,7% ниже уровня 2010 года. Считается, что во многом это можно объяснить, во-первых, продолжение интеграции системы образования и рынка труда со стороны работодателей, а во-вторых – реализацией государственных программ содействия занятости, в том числе молодежи.

Таким образом, как показывает практика, чем более узко специализирована программа содействия занятости, тем более она оказывается эффективна. Поэтому одним из перспективных путей дальнейшего развития рынка труда является дальнейшее развитие и диверсификация мер поддержки занятости. 

29.10.2015
224