Вопросы подготовки профстандартов для транспортной отрасли обсудили в столице

В ходе заседания Национального совета по квалификациям по вопросам разработки отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов, прошедшего в Нур-Султане, рассмотрены вопросы создания отраслевых рамок квалификаций (далее – ОРК) и дальнейшей разработки профстандартов (далее – ПС) для транспортной отрасли Казахстана.

В мероприятии приняли участие Заместитель Премьер-Министра РК Бердибек Сапарбаев, Министра труда и социальной защиты населения РК Биржан Нурымбетов,  президент АО «Центр развития трудовых ресурсов» Тамара Дуйсенова, вице-министры ряда министерств, являющиеся членами Национального совета, представители НПП «Атамекен», общественных объединений и компаний.

Выступая на заседании, генеральный директор объединения юридических лиц «Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «Kazlogistics» Ерлан Абсатов подчеркнул, что ОРК – это главный документ для отрасли, на основе которого будут разрабатываться ПС.

По его словам, в результате проведенного анализа по транспортной отрасли были определены к разработке 5 ОРК по следующим направлениям: автотранспорт, железнодорожный транспорт, транспортная логистика, авиатранспорт (гражданская авиация), водный транспорт, а также 53 ПС для профессий, необходимых в этих сферах.

«Нами разработаны все 5 ОРК, получены экспертизы на разработанные проекты ОРК от ведущих организаций соответствующих сфер деятельности. На сегодня все наши ОРК одобрены отраслевой комиссией и утверждены МИИР РК. Теперь приступаем ко второму этапу – разработке непосредственно 53 ПС», – проинформировал Абсатов.

При этом он подчеркнул, что, как и в случае с ОРК, разработка ПС требует участия специалистов, учета требований работодателей и особенностей подготовки кадров в организациях образования.

«Опыт нашей работы по разработке ОРК и ПС показывает необходимость формирования базы подготовленных экспертов, обладающих не только соответствующими знаниями и опытом работы в отрасли, но и знающих основы формирования отраслевых рамок квалификаций. Мы такую команду сформировали, но для повышения компетенции экспертов необходим Центр компетенции, где должно быть организовано непрерывное обучение основам формирования ОРК и ПС на основе нормативных документов, принятых уполномоченным госорганом и НПП «Атамекен». Считал бы целесообразным открыть его на базе нового Проектного офиса», – добавил Абсатов.

Также он отметил важность обязательного участия базовых организаций образования в процессе разработки ОРК и ПС.

«Такая база позволит одновременно готовить образовательные стандарты и начать организацию обучения в соответствии с ПС. Такой базой для нашей отрасли является Академия гражданской авиации. Считаю необходимым всем отраслям определиться с такими базами», – призвал гендиректор ОЮЛ «Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций «Kazlogistics».

Еще одной необходимой компонентой Национальной системы квалификаций, по его мнению, является наличие базовых предприятий. 

«Они необходимы для определения компетенции, организации подбора кадров и применения ПС для оценки труда и формирования системы оплаты труда в зависимости от ПС. У нас несколько таких предприятий в связи со спецификой нашей отрасли. Предложил бы коллегам из других отраслей также выбрать организации на конкурсной основе. При этом в качестве стимула для таких предприятий можно обозначить организацию молодежной практики для выпускников и социальных рабочих мест для выбранной категории профессии в рамках программы «Еңбек», – резюмировал Абсатов.

Как сообщалось ранее, в рамках мероприятия состоялась презентация Проектного офиса при Центре развития трудовых ресурсов МТСЗН РК (далее ЦРТР), созданного по поручению Бердибека Сапарбаева.

Президент ЦРТР Тамара Дуйсенова сообщила, что новая структура будет заниматься реализацией проектов по развитию социально-трудовой сферы по четырем основным направлениям работы Министерства труда и социальной защиты населения: Национальная система квалификаций, продуктивная занятость, адресная социальная помощь, цифровизация социально-трудовой сферы.

«Именно такая траектория с применением проектного менеджмента, безусловно, позволит выстроить четкую систему взаимодействия всех участников, а также оперативно решить возникающие вопросы по всем направлениям», – подчеркнула Дуйсенова.

28.08.2019
50